Так у меня были с античностью и так сейчас со средневековьем и эпохой Ренессанса.
И накопились какие-то свои личные наблюдения на эту тему.
о теологахБольше всего на свете в литературе я не люблю...нет, не попсовщиков мейнстримовых, хотя и их тоже, - нет, теологов. Вообще ноги у этой нелюбви растут еще из моего считай детства, когда я, четырнадцатилетняя толстая дуреха, работала журналистом за "спасибо" и некоторые публикации в каких-то левых литературных журналах. Работала на чистом энтузиазме, которого на много, кстати сказать, не хватило. Так вот, на любом, практически на любом литературном вечере а я на многих таких...мероприятиях побывала в силу профессии и увлечений, во время поствечерней попойки обязательно - вот обязательно! - начнется спор о каких-то моментах в теологической литературе. За основу и образец брали, конечно, госпожу Блаватскую, которую я и сейчас не выношу, даром что недавно перечитывала, но так же встречались и обсуждения гуманистических творений, в том числе и какие-то рассуждения Абеляра и Эразма Роттердамского. Я их тогда не читала, но уже возненавидела заочно: ну как, как можно писать такую муть?!
И вот, сравнительно недавно я их впервые прочитала - готовилась к экзамену по средневековой литературе за который сволочная аспирантка не хочет ставить мне четыре, стерва!; и если мнение об Эразме Роттердамском у меня переменилось - читать его невозможно, но, если вникнуть...действительно великий был дядька - то об Абиляре оно только ухудшилось. Нет, ну не могу я серьезно относиться к человеку, который именует свое произведение "История моих несчастий", а в конце этого творения пишет: "...Поэтому я желаю, как я и сказал в начале этого послания, чтобы рассказанная мною история послужила тебе утешением и чтобы по сравнению с моими ты признал бы свои невзгоды или ничтожными, или легкими и терпеливее бы переносил их". Да плюс само творение на три четверти состоит из описания, кто когда завидовал этому Абиляру, какие гадости ему устроил и за что они ему завидовали; остальная четверть - богословско-теологическая болтовня, в которой дельным мне показался лишь отрывок про женщин - вот вам и дикое Средневековье, где женщин не уважали, ага! нет, конечно, представления о женской сущности были свои собственные и сильно отличающиеся от нынешних взглядов, но все равно упрекнуть в полном неуважении нельзя...
Та же самая история и с Августином. Ну, практически такая же - Августин хоть лишен этого спесивого самовлюбленного пафоса.
Короче, я прекрасно представляю себе заслугу этих достойных мужей, таки вроде как в свое время толкали научную, философскую и прочие мысли, но - хоть увольте, недолюбливаю этот народец. Не могу я оторваться от ощущения, что то, о чем они пишут - чистой воды болтология бессмысленная.
об ирландском эпосеА Кухулин-то крут!...
Не, ирландский эпос - самый мой любимый из остальных европейских эпосов. Ну и что ,что из шестиста с гаком саг три четверти из них рассказывают об угоне быков, зато как, черт побери! Один "Угон быка из Куангле" чего только стоит...Да и разборки с королевой Мэб по поводу стибренного ею быка еще тот экшн. Нет, я серьезно )))
о межполовых отношенияхМой самый любимый из всех мифов о Средневековье - миф об отношениях между мужчиной и женщиной в это время. И били женщин, и батрачить заставляли, и вообще не уважали...Разве что ноги не вытирали, ага.
Нет, я уж не говорю о культе Прекрасной Дамы в то время, это кагбэ курс истории, ия могу разве что ткнуть мордой в учебник шестого (илли седьмого?) класса. Зарубежная история, ага.
Моя самая нелюбимая одногруппница - девочка, которая не знала, что написал "Гамлета" и упорно пишущая "Галандия" и "саундтрек Баха" в рецензиях, - объясняет эту позицию тем, что, типа, патриархальные отношения и быт не могут быть связаны с любовью, а если женщина только и делает, что выращивает картоплю и следит за семью ребятишками...
Вот, честное слово, не понимаю неприязни к патриархальному браку как таковому, даже в условиях современности. По большому счету, это самые свободные отношения, которые только возможны в моногамной паре: муж занимается своим делом, женщина своим, и никто друг к другу не лезет с тыканьем и претензиями "я хочу это делать!". Нельзя было выделиться и соригинальничать? Ну а время такое. У Гуревича, кажется, в "Категориях средневековой культуры" был такой замечательный отрывок про то, что поступать так, как поступали отцы и деды, ну или как матери и бабушки, считалось в высшей мере доблестью. Это если еще не брать в расчет христианство, ага.
Вообще долгая это тема. И муторная.
об ученом театреНет, определенно, законодатели ученого театра были молодцы ребята: именно в декорациях ученого театра художники стали использовать правила прямой перспективы, и сцену именно в нем же модернизировали...Да что уж там, чего только стоит то, как шустро они избавились от бездарных калек на самих себя, да одновременно с этим стали законодателями классицизма в театре: потребовали, чтобы мало того, что пьесы были основаны на античных традициях, так еще и действие их должно начинаться рано утром, а заканчиваться ночью, да еще и на латыни вестись...Только в одном плохо: античность, конечно, хорошо, даже очень, но копировать ее невозможно. И поэтому вместо благородного перенимания традиций получается дурацкая и абсолютно неинтересная калька на антику. Нет, понятное дело, и этого было достаточно, чтобы потом появились великие драматурги etc, но я в упор не понимаю, как это может нравиться, даже тогда.
Хотя, возможно, это я слишком не люблю классицизм и слишком заобожаю комедию дель арте.
@темы: засада в укропе, микки-маус must die! (с), сказочное негодяйство, сообщество ботаников, тело и душу возьми себе (с), мрак мозга, мировое равновесие, экспликация есть элиминация, je suis comme je suis, фхтагн!, Укропный Фей уполномочен заявить..., я так не люблю
Это, случайно, не тот, у которого "в одном глазу три зрачка, а в другом ещё четыре"?
Кстати, про зрачки-да это у Кухулина-"Семь зрачков было в королевских глазах его: четыре в одном и три в другом", на всю жизнь запомнила, где б найти такого молодца? Еще и прыжком лосося владел... Да, и женские образы в ирландских сагах круты, мне очень воительницы понравились-Скатах, Уатах.. Просто бальзам на душу после античности))
Эх, жаль у нас не было про средневековый театр, это очень интересно, далжно быть...